Одежда (ифуку) в Японии подразделяется на две категории : вафуку (одежда японского стиля) и ёфуку (одежда западного стиля). Слово «кимоно» является современным обозначением традиционной японской одежды типа халата, который носят перепоясанным в талии, но в минувшие эпохи этот тип именовался «косодэ» («кимоно» может также обозначать традиционную одежду в целом). История японской одежды в значительной своей части является историей эволюции косодэ и японизации зарубежных видов. Что касается древней эпохи Дзёмон (от 10 тыс. до 300 лет до н.э.), то предполагается использование людьми мехов и коры для прикрытия наготы. В эпоху Яёи (от 300 лет до н.э. до 300 лет н.э.) в Японии появились шелководство и технология ткачества. Судя по китайским летописям, японцы той эпохи кутались в льняные или шелковые простыни. Как свидетельствуют глиняные фигурки ханива из могил IV — V вв., мужчины одевались в кину (длинные перепоясанные верхние одежды с прямыми рукавами и перевязанные у кистей и локтей). На ногах красовались хакама — широкие брюки с перевязями ниже коленей. Женщины одевались в кину, мало отличавшиеся от мужских, и в плиссированные юбки (мо). Туалеты для обоих полов изготавливались из растительных волокон, например, лубяных, хотя знать временами позволяла себе и шелковые ткани. Внедрение буддизма и китайской системы правления привели к установлению правил для одеяний аристократов и придворных чиновников, а все туалеты были разделены на церемониальные, придворные и рабочие. В эпоху Хэйан (794 — 1185) одежды стали более простыми по покрою, но зато на редкость многослойными. Одеяние аристократа для самых формальных случаев (сокутай) состояло из широких брюк, под которыми находились так называемые разделенные юбки (огути), а верхняя часть туловища декорировалась в многочисленные слои длинных и широких одежд (хо). В менее формальных случаях мужчины носили хо поверх сасинуки (панталоны до щиколоток со шнуровкой), а под ними находились огути. В повседневном туалете хо уступали место коротким накидкам носи. На охоту аристократы выезжали в накидках из лубяных волокон (каригину), которые впоследствии сделались формальной одеждой для военных лидеров. Формальный костюм фрейлины эпохи Хэйан — карагинумо (с XVI в. он известен как 12 — слойная одежда — дзюнихитоэ). Его важнейшим элементом были утики — 5, 10 или более слоев платьев на подкладке, причем каждый последующий слой был длиннее предыдущего, что создавало впечатляющий эффект, учитывая ко всему прочему продуманную комбинацию цветов каждого слоя. Для повседневной носки женщины использовали упрощенный вариант утики (коутики) или широкие верхние одежды с брюками. В поездках надевались соломенные шляпы (итимэгаса) с вуалями из полосок материи (муситатэгину) или бесподкладочные косынки (кинукадзуки). Женщины незнатного происхождения облачались в более простые одежды, включая короткие безрукавные платья (тэнаси). В эпоху Камакура (1185 — 1333), отмеченную падением престижа императорского двора, строгие военные костюмы потеснили шикарные шелковые изделия. Каригину превратились в стандартную форму самураев наряду с плащом (суйкан) из плотной ткани. На каждый день предназначалась верхняя одежда хитатарэ с широким воротником. Ее запихивали в брюки. Женщины той эпохи поначалу отдавали предпочтение комбинации утики с хакама (шаровары или юбка), но затем утики заменили на косодэ — нижнее платье с короткими рукавами (хакама сохранили свои позиции). Эпоха Муромати (1333 — 1568) прославилась в сфере туалетов лишь модой на дополнительные жакеты (утикакэ, или каидори), которые носили поверх косодэ. В эпоху Адзути — Момояма (1568 — 1600) под влиянием Ода Нобунага и Тоётоми Хидэёси, проповедовавших яркий декоративный стиль, а также благодаря контактам с Западом и расширившимся связям с Китаем одежды аристократии стали гораздо более роскошными, чем в предшествующие эпохи, но самураи продолжали надевать камисимо (одноцветная «двойка» с безрукавной верхней частью). С годами для камисимо стали подбирать все более плотные материалы, верхнюю половину расширили в плечах и к ансамблю добавили плиссированные волочащиеся брюки. В эпоху Эдо (1600 — 1868) мужской и дамский варианты косодэ стали особенно ярко декорированными ввиду освоения новых технологий окраски тканей (юдзэн и сиборидзомэ). Государство регламентировало типы, цвета и ткани для одежды простолюдинов и военных. Последним было предписано носить косодэ, хакама длиной до лодыжек и накидку хаори. После реставрации Мэйдзи начался медленный процесс вестернизации японской одежды, причем лидерство в этом процессе захватили мужчины. Только после второй мировой войны обычай ношения западных туалетов стал нормой для всех слоев общества. Ныне японская одежда представляет собой смесь самых различных стилей и покроев.
Одежда
Сообщений 1 страница 2 из 2
Поделиться22008-07-31 17:35:05
Одежда - мода, дизайн
Японцы начали носить одежды западного стиля в эпоху Мэйдзи (1868 - 1912). Мужчины довольно быстро приспособились к таким модным европейским туалетам, как костюмы. Однако японки в сколько - нибудь значительных количествах не переходили к ношению новых образцов верхнего платья вплоть до окончания Второй мировой войны. Точно так же модный дизайн в западном смысле этого слова, а также дизайнерская профессия по - настоящему утвердились в Японии только в послевоенный период.
Среди дизайнеров, оказавших заметное влияние на формирование послевоенной японской моды, следует назвать Сугино Ёсико (1892 - 1978), основавшую Колледж Сугино по пошиву дамского платья, Танака Тиё (1906 - ) и Кувасава Ёко (1910 - 1977). Все они начали обучать желающих шитью западных одежд еще в 30 - е годы. В 1948 г. был открыт Японский дизайнерский клуб, а в 1952 г. - Японский клуб редакторов отделов моды в газетах и журналах. Оба клуба внесли существенную лепту в организационное совершенствование японской индустрии моды. Показ мод, проведенный в Японии Кристианом Диором в 1953 г., стимулировал поворот японского дизайнерского мира к парижским стандартам.
В 60 - е годы, по мере того, как население страны проявляло все больший интерес к моде как к таковой, дизайнерский бизнес расцветал, покоряя одну вершину за другой. Именно в рамках этого десятилетия слава пришла к выдающимся дизайнерам Такада Кэндзо, Косино Дзюнко и Мацуда Мицухиро. Все они окончили в 1961 г. колледж Бунка Фукусо Гакуин. В эти же годы привлек к себе внимание Миякэ Иссэй, который тогда еще учился в Университете Тама, специализировавшемся на изящных искусствах. И опять - таки в 60 - е годы мир моды признал оригинальность японских дизайнеров, открыл перед ними свои двери. В 1965 г. Мори Ханаэ представила свою первую зарубежную коллекцию модной одежды в Нью - Йорке. Ее вечерние платья с использованием японских мотивов и с применением традиционных японских технологий окраски текстиля юдзэн, имели колоссальный успех.
Такада Кэндзо открыл собственную мастерскую в Париже в 1970 г. Быстро собранную им клиентуру весьма впечатлили "азиатский" дух и юношеская устремленность его изделий. В 1971 г. первую свою зарубежную выставку организовал в Нью - Йорке Миякэ Иссэй. Его произведения известны принижением гендерных различий и акцентом на художественные приемы, благодаря которым одежда как бы выходит за рамки просто модных туалетов и становится средством выражения индивидуальных черт клиента. Исключительно успешный показ, подготовленный в 1971 г. Ямамото Кансай в Лондоне, имел ярко выраженную "японистическую" тематику и сопровождался исполнением музыки кабуки. Его дизайны тяготели к поп - мотивам с вкраплениями японского фольклора и китча.
В начале 80 - х годов Ямамото Ёдзи и Кавакубо Рэй перешли границы укоренившихся концепций пошива одежды и женской красоты и развили так называемый "антимодный подход". Часто определяемый как "поддельная нищета" или "пост - апокалипсическая внешность" подход этот оказал значительное влияние на мир моды. В 1985 г. Токийский Совет Дизайнеров Моды начал дважды в год проводить показы модных туалетов, получивших название "Токийские Коллекции". Благодаря этим показам, Токио превратился в место зарождения высокой моды наряду с Парижем, Лондоном, Миланом и Нью - Йорком.