Фотография появились в Японии сразу вскоре после изобретения ее на Западе. Первые фотоснимки с видами Японии были сделаны членами американской экспедиции во главе с коммодором Мэттью Перри в Японию в 1853-54 гг. Самая старая сохранившаяся фотография - фото главы княжества Сацума (ныне преф. Кагосима) Симадзу Нариакира, датируемое 1857 годом.Фотография появились в Японии сразу вскоре после изобретения ее на Западе. Первые фотоснимки с видами Японии были сделаны членами американской экспедиции во главе с коммодором Мэттью Перри в Японию в 1853-54 гг. Самая старая сохранившаяся фотография - фото главы княжества Сацума (ныне преф. Кагосима) Симадзу Нариакира, датируемое 1857 годом. Первым профессиональным фотографом-японцем считается Симоока Рэндзе, в начале 1860 г. в г. Йокогама он создал первую в Японии фотостудию. Известными фотографами тех времен были также Уэно Хикома (в 1862 г. открыл коммерческую фотостудию в г. Нагасаки) и Утида Куити (1844-75) (в 1872 г. сделал, пожалуй, самую знаменитую фотографию императора Мэйдзи).< Первым профессиональным фотографом-японцем считается Симоока Рэндзе, в начале 1860 г. в г. Йокогама он создал первую в Японии фотостудию. Известными фотографами тех времен были также Уэно Хикома (в 1862 г. открыл коммерческую фотостудию в г. Нагасаки) и Утида Куити (1844-75) (в 1872 г. сделал, пожалуй, самую знаменитую фотографию императора Мэйдзи).
В 1860-х годы в Японии создается множество фотостудий. Например, в 1867 г. в одном только г. Осака было около 40 фотографов-профессионалов. Среди них были Тамото Кэндзо (1831-1912) – один из авторов первой коллекции документальных снимков Хоккайдо, сделанной в 1870-е гг. и Укояма Мацусабуро (1838–84 гг.) – первый преподаватель фотоискусства в Военной Академии Японии, некоторые выпускники которой, став военными фотографами, запечатлели в своих работах события Китайско-японской (1894-1895 гг.) и Русско-японской (1904-05 гг.) войн.
Изучение японского искусства укие-э европейцами Феликсом Беато (1825-1906) и Бароном фон Стиллфридом заложило основу для появления в Японии цветной фотографии. Продолжателем их начинаний стал японский фотограф Огава Кадзумаса (1860-1929) - автор фотоиллюстраций для 36 книг, изданных в первой в Японии «цветной» типографии.
Особое влияние на развитие фотографии в Японии оказало творчество фотографа англичанина Генри Пич Робинсона (1830-1901). Фотография всегда должна производить на зрителя особый изобразительный эффект, считал он. Его учеником и лидером этого нового направления в Японии стал Акияма Тэцусукэ (1880-1944), он внес существенный вклад в развитие так называемой «эстетической» фотографии. Особое для японцев чувство тонкого визуального восприятия нашло выражение в работах фотографа Фукухара Синдзо (1883-1948), который сравнивал силу эстетического воздействия фотографии с силой эстетического воздействия японского стиха хайку. (Cм. фото “Хикари то соно кайте” (“Свет и его гармония”) (1923)).
В 30-х годах развитие искусства фотографии в Японии испытывает на себе сильное влияние объективизма, сюрреализма и других, популярных тогда на Западе, течений в искусстве. Это период времени связан с творчеством таких фотографов как Накаяма Ивата и Канамару Сигэнэ, фотожурналистов - Кимура Ихэй, Домон Кэн, Ватанабэ Есио и Натори Еносукэ.
В 30-40-е годы в Японии быстрыми темпами развивается документальная фотография, в центре которой – события военных лет. После войны диапазон объектов запечатлеваемых фотографами постепенно начинает расширяться. К 1960-м годам японское общество становится все более и более плюралистическим, искусство фотографии приобретает политическую окраску, основное внимание в творчестве фотографов начинает уделяться социальным проблемам.
Среди фотографов нового поколения такие имена как Хамая Хироси, Акияма Сётаро, Хаяси Тадахико, Ириэ Таикити, Исимото Ясухиро, Нарахара Икко и др. Окамура Акихико и Савада Кеити известны своими работами в области фотожурналистики, сделанными во время Вьетнамской войны. Фотографы 1970-х годов превращают фотографию в одно из средств выражения своей индивидуальности. Фотография начинает сочетаться с кинематографом, телевидением, компьютерной графикой.
Во второй половине 1980-х г. развитие фотографии в Японии вступило в новую фазу – на первый план выходит конструированная и топографическая фотография, при этом стремление передать красоту природы продолжает оставаться существенным элементом японского фотоискусства.
Фотография очень популярна в Японии. В стране выпускается множество фотожурналов, наличие высококачественной фото- и видеотехники, а также компьютерного оборудования активно способствует развитию этого вида искусства. Для любителей фотографии в 1990 г. в г. Токио был открыт Токийский Метрополитен Музей Фотографии (Токyo Сясин Бидзюцукан).
Современная экспериментальная фотография в Японии представлена творчеством таких мастеров как Синояма Кисин (род.1940), Фудзивара Синъя (род.1944), Араки Нобуеси (род. 1940). Работы Араки оказали огромное влияние на развитие искусства фотографии в Японии в 1970-80-х годах. Современная японская фотография – это яркий букет красок и самых неожиданных ракурсов, которые всегда оригинальны, интересны и актуальны.