Танцы обозначаются словом «буё», состоящим из двух иероглифов, первый из которых (бу или май) характеризует древние и средневековые танцы (до 1600 г.), а второй (ё или одори) — танцы эпохи Эдо (1600 — 1868). Май, таким образом, относится в основном к придворным и наиболее изысканным театральным танцам, а одори — прежде всего ко всем народным танцам и танцам кабуки, появившимся в Эдо (теперешний Токио). Существует также громадное множество региональных танцев. Разнообразие традиционных японских танцев затрудняет их классификацию, но большинство формирует категорию так называемых «закрытых танцев» с мягкими сдержанными движениями щиколоток, рук и головы и оценивается, скорее, в зависимости от степени эстетического совершенства, чем от символического значения. Простейшие жесты должны были демонстрироваться с учетом таких утонченных эстетических идей, как ма — наблюдавшемуся и ощущавшемуся интервалу между двумя танцевальными движениями или позами.
Старейшей японской танцевальной формой является кагура, ведущая свое происхождение от мифа о танце богини Амэ — но Удзумэ, с помощью которого она выманила из Небесного Грота богиню Аматэрасу Омиками. Все синтоистские храмовые танцы развились из кагура, и ее влияние до сих пор можно лицезреть в театральных танцах, особенно в танцах кабуки. Первой зарубежной музыкально — танцевальной формой, укоренившейся в Японии в начале VII в., был мим гигаку, пришедший с азиатского континента и включавший танец со львом. За ним последовали новые музыкальные (гагаку) и танцевальные формы (бугаку), воспринятые японским императорским двором из Китая и Кореи. К разряду бугаку были причислены и древние японские танцы (ямато май, адзума асоби и госэти — но май). Танцоры бугаку (как правило, мужчины) выступали в масках и красочных костюмах. В VIII в. из Китая прибыли тока («песни с притоптываниями») и сангаку (цирковые представления с акробатическими номерами). Сангаку способствовало дальнейшей эволюции гагаку и появлению саругаку и дэнгаку (придворно — храмовые представления с танцевальными элементами). Формой драматическо — танцевального представления cледует считать и эннэн. Танцевальный элемент в данном случае превалировал : репертуар включал тиго май (танцы мальчиков), сирабуёси (придворный танец — песня девушек) и фурю (придворный танец с диалогом императора со своим министром).
В эпоху Камакура (1192 — 1333) саругаку послужило основой создания театра Ноо. Акцент на музыку и танцы в его спектаклях подчеркивался включением кусэмай (танец с сильным идиосинкразическим ритмом и напевными мелодиями). С течением времени этот танец, естественно, видоизменялся, но кое — какие оригинальные черты (интонация песнопений Ноо, метрический рисунок хиранори — три слога распеваются на два такта) сохраняются до сих пор. В структуре спектаклей Ноо специально предусмотрены сцены, создающие предлоги для танцев с общим наименованием майгото. Движения в этих танцах складываются из множества форм (ката), которые варьируются от одной школы к другой. Параллельно с Ноо большую популярность в высших эшелонах японского общества обрели фарсы — кёгэн с короткими и не привязанными к сюжету танцами — комай. Их ката более реалистичны, чем ката в танцах Ноо. Из других средневековых танцев следует назвать ковакамай, исполнявшийся тремя мужчинами с пением текстов из военных романов под аккомпанемент двух барабанов и флейты, хаясимай (общее название для ряда народных и праздничных танцев) и нэмбуцу одори — буддийский магический танец, заметно повлиявший на многие последующие формы, в том числе и на бон одори (танец, исполняющийся в дни поминовения умерших). Первые танцы кабуки, которых монополизировали женские труппы в Киото на заре XVII в., являлись адаптациями нэмбуцу одори. Кабуки юношей (вакасю кабуки) приобрели известность после 1629 г., когда женские труппы были запрещены. В 1652 г. место вакасю кабуки заняли яро кабуки (кабуки зрелых мужчин), унаследовавшие от фарсов — кёгэн танцы — комай и добавившие к ним сюжеты и технологии театра Ноо, кукольного театра Бунраку и народных танцев. За рамками танцев кабуки развились многие другие формы. Это особенно касалось Эдо, где возникли такие танцы, как новогодний харугома и излюбленный гейшами нивака. После реставрации Мэйдзи весьма важным событием в рассматриваемой области явилось зарождение движения «Нового танца» (синбуё), благодаря которому женщины были допущены к танцам кабуки (вне спектаклей) и возникли разные танцевальные школы (почти 170 в настоящее время).
Процветанию традиционных танцев не мешает авангардистское направление (буто), оформившееся во второй половине XX в.